Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Голосование
Уважаемые родители, из каких источников вы узнаёте об актуальных событиях, происходящих в учреждении образования?
Всего 33 человека

Учитель года

Дата: 9 декабря 2019 в 08:06, Обновлено 10 декабря 2019 в 08:28

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЕОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

В 2019-2020 ГОДАХ

Минск 2019

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  1. Цели и задачи конкурса профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь», его история

Конкурс профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь» (далее - конкурс) представляет собой комплекс мероприятий по обобщению и распространению опыта работы лучших педагогических работников страны, выявлению инициативных, энергичных, целеустремленных педагогов, лидеров образования. Он направлен на развитие творческого потенциала педагогических работников, мотивацию их активной деятельности по обновлению содержания образования, рост профессионального мастерства педагогических работников, поддержку инновационных технологий в области педагогики, утверждение приоритета образования в обществе.

Конкурс имеет свою историю и традиции. Он проводится в Беларуси с 1991 года (вначале в качестве республиканского этапа Всесоюзного конкурса). Победителем этого конкурса, первым и единственным «Учителем года СССР» стал в 1991 году учитель физики СШ № 49 г. Минска В. А. Гербутов.

С 1995 года конкурсы педагогического мастерства становятся республиканскими. Каждый из них - знаковое мероприятие для системы образования, страны в целом. Особое значение и авторитет конкурсу придает его поддержка Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко, который традиционно встречается с финалистами конкурса и вручает победителю главный приз - символ конкурса «Хрустальный журавль».

Со времени проведения первого конкурса «Учитель года Республики Беларусь» (1995 год) выработана, апробирована и оптимизирована единая модель республиканского этапа конкурса, получившая отражение также в конкурсах областного и районного уровней. Выделены ведущие конкурсные мероприятия: урок (занятие) в незнакомом классе (группе) по предварительно подготовленным педагогом материалам и урок (занятие)- экспромт, представление и защита опыта педагогической деятельности, психолого-педагогическое тестирование.

Разработана система критериального оценивания педагогических умений, выявления уровня профессиональных компетенций педагога. Одновременно накоплен значительный организационный опыт как проведения разных этапов самого конкурса, так и подготовки команд и отдельных участников к успешному конкурсному выступлению.

Справочно

Победители конкурса:

  1. - учитель химии СШ № 10 г. Барановичи Владимир Михайлович Дедков;
  2. - учитель английского языка СШ № 7 г. Барановичи Юрий Всеволодович Маслов;

1995 - учитель физики СШ № 1 г. Дрогичина Владимир Матвеевич Зданович;

1997 - учитель истории СШ № 2 г. Ошмяны Валентина Васильевна Гинчук;

2001 - учитель географии Ланской СШ Мал орите кого района Брестской области Вадим Павлович Шпетный;

2004 -учитель информатики Могилевского областного лицея Игорь Викторович Якименко;

2006 - учитель биологии гимназии № 4 г. Сморгони Ирина Ромуальдовна Клевец;

2009 - учитель биологии, директор СШ № 2 г. Ганцевичи Юрий Николаевич Андрейчик;

2011 - учитель иностранного языка гимназии г. Дятлово Инесса Владимировна Зубрилина;

2014 - учитель истории и обществоведения СШ № 11 г. Молодечно Виктор Эдуардович Жук;

2017 - учитель белорусского языка и литературы Боровухской СШ № 15 г. Новополоцка Светлана Леонидовна Румянцева.

В настоящее время конкурс выступает не как эпизодическое мероприятие, а как часть системной методической работы в масштабах республики, которую обеспечивает Академия последипломного образования, областные институты развития образования, районные (городские) учебно-методические кабинеты. Конкурсанты принимают непосредственное участие в курсовых и межкурсовых мероприятиях в учреждениях дополнительного образования взрослых. Видеозаписи конкурсных мероприятий широко используются при проведении занятий во время повышения квалификации педагогических работников.

В 2007 году организаторами и участниками конкурсов разных лет создан клуб «Хрустальный журавль», который входит в Белорусское педагогическое общество. Клуб работает под эгидой академии и проводит большую работу для развития инициативы творчески работающих педагогов, повышения престижа учительской профессии, распространения эффективного педагогического опыта.

  1. Организация и проведение конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года» в 2019-2020 годах.

В 2019-2020 гг. республиканский конкурс профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь» проводится на основании Положения об организации и проведении республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 02.04.2018 № 243 (далее - Постановление) и приказа Министра образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 481 (далее-Приказ).

Согласно Постановлению в 2019-2020 годах конкурс проводится в четыре этапа:

первый - в учреждениях образования - не позднее ноября 2019 года;

второй - районный (городской) - не позднее января 2020 года;

третий - областной (Минский городской) - не позднее марта 2020 года;

четвертый - заключительный - не позднее профессионального праздничного дня - Дня учителя 2020 года.

Конкурс на всех этапах проводится по номинациям:

  1. - физика, астрономия, математика, информатика;
  2. - иностранный язык;
  3. - русский язык и литература, белорусский язык и литература;
  4. - начальные классы;
  5. - Музыка, изобразительное искусство, искусство (отечественная и мировая художественная культура), трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка;
  6. - история, обществоведение, география,
  7. - химия, биология;
  8. - воспитатель дошкольного образования.

В каждой номинации определяется победитель конкурса, а на третьем и четвертом этапах - победители и лауреаты.

Участниками конкурса являются педагогические работники, реализующие образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, образовательные программы среднего специального образования на основе общего базового образования (далее

  • педагогические работники), учреждений образования независимо от их подчиненности и формы собственности.

Согласно Постановлению, некоторые номинации включают педагогических работников по одному учебному предмету (направлению деятельности):          иностранный язык; начальные классы; воспитатель

дошкольного образования (далее - «однородные» номинации). Другие номинации включают представителей разных учебных предметов: физика, астрономия, математика, информатика; русский язык и литература, белорусский язык и литература; музыка, изобразительное искусство, искусство (отечественная и мировая художественная культура), трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка; история, обществоведение, география; химия, биология (далее

  • «комплексные» номинации).

Рекомендуется в состав жюри «однородных» номинаций включать до пяти представителей от предметной области, которые оценивают все конкурсные мероприятия.

В «комплексных» номинациях при проведении второго и третьего этапов конкурса рекомендуется создавать два состава жюри - предметный и надпредметный, которые привлекаются к оценке разных конкурсных мероприятий. Предметный состав жюри включает не менее трех человек по каждому учебному предмету, реально представленному в данной номинации на конкурсе. Они оценивают представителей определенной предметной области в конкурсных мероприятиях предметной направленности (например: занятия, мастер-классы).

Надпредметное жюри может состоять как из всех членов предметных жюри данной номинации, так и из отдельных представителей - специалистов в области каждого предмета. Например, в состав жюри номинации «Физика, астрономия, математика, информатика» входят по 3 человека каждой предметной области. В состав надпредметного жюри могут входить все 12 человек, а могут всего 4 человека - председатели предметных жюри. Они оценивают такие конкурсные мероприятия, как мини-урок на сцене, публичное представление опыта педагогической работы и др.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

2. Первый этап конкурса

Конкретные сроки проведения конкурса, состав оргкомитета, жюри первого этапа определяются приказом руководителя учреждения образования не позднее чем за один месяц до начала этапа. Оргкомитет утверждает порядок проведения конкурса по номинациям, а в случае отсутствия конкурса (менее двух человек в определенной номинации), определяет кандидатуры для участия во втором этапе конкурса. Учреждения образования «УПК д/с-школа» могут выдвигать до восьми представителей на районный этап - по одному в каждой номинации, иные учреждения образования - до семи педагогов. Учреждения дошкольного образования направляют для участия во втором этапе одного победителя конкурса в номинации «Воспитатель дошкольного учреждения».

Справочно

Если в каждой номинации участвует не менее двух кандидатов, в учреждении образования создается надпредметное жюри в количестве 3-5 человек, куда могут входить: директор (заведующий) учреждения образования, заместитель директора (заведующего), педагоги, опыт деятельности которых признан эффективным в данном учреждении образования, районе, области, республике. Для наиболее объективной оценки участников конкурса возможно приглашение в состав жюри педагогических работников из других учреждений образования.

На первом этапе рекомендуется проводить следующие конкурсные мероприятия:

  1. Открытый урок (занятие). Основой для проведения конкурсных уроков (занятий) являются учебные программы дошкольного и общего среднего образования, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.
  2. Представление опыта педагогической деятельности на заседании педагогического (методического) совета. Тему выступления определяет участник, который раскрывает направления своей работы, осуществляет подробный анализ решаемых педагогических проблем и предъявляет достигнутые обучающимися результаты.
  3. Письменное или устное (по решению оргкомитета) представление системы педагогической деятельности. На всех последующих этапах конкурса предусматривается письменное представление данной системы.

Справочно

Победители в номинациях определяются только в случае проведения конкурса.

В учреждениях специального, профессионально-технического и среднего специального образования первый этап конкурса может проводиться лишь по указанным в Инструкции номинациям.

Проведение конкурса профессионального мастерства педагогов в учреждении образования должно стать ключевым методическим мероприятием, которое позволит продемонстрировать эффективность и результативность методической работы с педагогами. Основная задача первого этапа конкурса - создание атмосферы педагогического творчества и сотрудничества, широкое вовлечение педагогов в методические конкурсные мероприятия, предоставление возможности для ознакомления педагогов с эффективным опытом работы своих коллег. Качество проведения конкурса как методического мероприятия - сфера ответственности заместителя директора (заместителя заведующего), курирующего методическую работу в учреждении образования.

Организация, содержание, атмосфера первого этапа конкурса во многом предопределяют отношение педагогов и руководителей к профессиональным конкурсам последующих этапов.

Во всех учреждениях образования в октябре - ноябре 2019 года проводятся профессиональные конкурсы педагогов. Целесообразно запланировать проведение на это время серии методических мероприятий, направленных на выявление и распространение педагогического опыта учителей, воспитателей учреждения образования.

Проведение конкурса в конце первой - начале второй четверти позволяет использовать методические материалы как предыдущего учебного года (разработки уроков, факультативных занятий, классных часов, результаты смотров кабинетов, выступления на методических объединениях, общешкольных мероприятиях и др.), так и созданные в текущем учебном году.

Справочно

План проведения конкурса и его содержание доводятся до всех педагогов учреждения образования. На осенние каникулы необходимо запланировать проведение методических советов, объединений, секций, на которых изучаются результаты работы педагогов по совершенствованию своего профессионального уровня:                                                                                                             творческие

отчеты, представление опыта своей работы, результатов самообразования, тезисов выступлений на квалификационных экзаменах, семинарах, конференциях в районе, области, республике, публикации, участие в реализации инновационных проектов. Во второй декаде ноября рекомендуется провести серию открытых уроков (занятий) педагогов в своих классах (группах) по текущим темам. График открытых уроков (занятий) составляется на основании предложений администрации учреждения образования или на основании приглашений самих педагогов. В третьей декаде ноября могут проходить открытые мероприятия, на которых демонстрируются учебные занятия или га фрагменты из методической копилки педагога по любой теме и в любом классе (группе): уроки (занятия), классные часы, факультативные занятия, внеклассная работа. Приветствуется посещение данных мероприятий членами педагогического коллектива.

Для поощрения и поддержки профессионального творчества педагогов в учреждении образования можно отмечать педагогов и в дополнительных (непредметных) номинациях, например: «Педагогический дебют», «Призвание - педагог», «Самый классный классный» и т. п. При наличии в учреждении образования факультативных занятий музыкальной, театральной, хореографической или иной направленности участие в конкурсе специалистов данных дисциплин приветствуется и поощряется на уровне учреждения.

Ход конкурса и его итоги отражаются на сайте учреждения образования, в печатных изданиях учреждения образования,

учитываются при подведении итогов работы. Победители конкурса в номинациях, участники районного этапа конкурса от данного учреждения объявляются на собрании педагогического коллектива (педсовете) или на торжественном собрании коллектива учреждения образования. На подведение итогов конкурса приглашаются

представители районного оргкомитета.

  1. Второй этап конкурса

На районном этапе конкурс проводится в каждой номинации, где выявляется победитель.

Конкретные сроки проведения второго этапа конкурса определяются приказом начальника отдела (управления) по образованию (образования), спорта и туризма рай(гор)исполкома. Оргкомитет определяет порядок проведения конкурса, утверждает состав жюри в каждой номинации.

На втором этапе рекомендуется следующая модель конкурса, которая включает очные и заочные мероприятия.

Конкурс проводится в два тура в каждой номинации. В мероприятиях первого (заочного) тура принимают участие все конкурсанты, заявленные учреждениями образования.

Первый (заочный) тур включает следующие конкурсные мероприятия:

  1. Письменное представление проекта открытого урока (занятия) на заданную тему. Оценку проводит предметное жюри.

Справочно

Единая тема для проектирования урока (занятия) в «однородных» номинациях определяется жюри и предварительно доводится до всех участников конкурса. В «комплексных» номинациях единая тема по каждому учебному предмету определяется предметным жюри и предварительно доводится до сведения участников конкурса.

  1. Самопрезентация конкурсанта в электронной форме, где должны быть отражены направления и результаты педагогической деятельности. Целесообразно установить ограничения для самопрезентации (например, не более 25 слайдов). Данное конкурсное мероприятие также оценивается предметным жюри.

Конкретное количество участников конкурса от каждой номинации, прошедших на второй тур (очный), определяется оргкомитетом второго этапа в зависимости от количества педагогов, принимающих участие в конкурсе.

Справочно

Рекомендуется следующее количество участников второго (очного) тура по номинациям: в «однородных» номинациях - 4 участника (по наибольшему количеству баллов, набранных в конкурсных мероприятиях).

В «комплексных» номинациях - 4-6 участников (по наибольшему количеству баллов, набранных в конкурсных мероприятиях независимо от учебных предметов). Разное количество участников второго (очного) тура объясняется разным количеством учебных предметов, включенных в одну номинацию. Например, в номинации, которая включает семь учебных предметов (музыка, изобразительное искусство, искусство (отечественная и мировая художественная культура), трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка), предоставляется возможность участия во втором туре преподавателям всех учебных предметов (7 человек).

Второй тур включает:

  1. Заочное письменное представление системы педагогической деятельности на заданную оргкомитетом тему. Оценивается предметным жюри.
  2. Открытый урок (занятие) в незнакомом классе (группе) по теме, указанной жюри. Уроки (занятия) в «однородной» номинации проводятся в один день, уроки в «комплексных» номинациях по разным учебным предметам могут проводиться как одновременно (параллельно), так и в разное время. Оценивается предметным жюри.
  3. Публичное выступление на заданную оргкомитетом тему. Данное конкурсное мероприятие в каждой номинации целесообразно проводить раздельно. Оценивается над предметным жюри.

Справочно

Победители в номинациях определяются по наибольшей сумме набранных баллов в первом и втором турах.

Например, в первом туре в номинации «История, обществоведение, география» заявлено от двадцати учреждений образования района 18 педагогов, в т. ч. 12 учителей истории, 6 учителей географии. Во второй тур по сумме баллов прошли 6 педагогов: 4 учителя истории, 2 учителя географии. Все 6 педагогов заочно представляют систему педагогической деятельности, проводят конкурсные уроки, публичное выступление. При этом уроки и письменное представление системы работы оценивает жюри, состоящее только из специалистов одного предмета. Уроки могут проводиться как одновременно по всем предметам в одном-двух учреждениях образования, так и в разные дни, и в разных учреждениях. Публичное выступление конкурсанта оценивает надпредметное жюри, включающее специалистов каждого учебного предмета (истории, географии).

Восемь представителей района (победители в номинациях) направляются для участия в областном (Минском городском) этапе.

Справочно

При проведении мероприятий второго этапа конкурса и подведении его итогов, наряду с педагогическими, психологическими, развивающими, воспитательными аспектами деятельности учителя (воспитателя), большое внимание уделяется его компетенции по учебному предмету и вкладу в совершенствование методической работы по учебному предмету (направлению деятельности) в районе. Ответственность за объективность оценки профессиональной компетентности педагога в области преподаваемого учебного предмета (направления деятельности), соблюдения требований к преподаванию учебного предмета лежит в сфере деятельности методиста (специалиста) районной структуры, курирующего преподавание данного учебного предмета.

После поступления заявок от учреждений образования на участие педагогов в конкурсе оргкомитет районного этапа привлекает методистов Р(Г)УМК, учителей-методистов, руководителей методических объединений, учителей (воспитателей) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель- методист» к предварительной оценке деятельности участников конкурса.

При оценке педагогической деятельности конкурсантов рекомендуется учитывать участие в методической работе по учебному предмету (направлению деятельности): руководство творческой группой, наставничество, подготовку и проведение заседаний методического объединения, проведение открытых уроков (занятий) для районного методобъединения, подготовку и издание материалов в помощь учителям (воспитателям), результативность участия учащихся в мероприятиях районного уровня и т. п.

Мероприятия второго этапа конкурса профессионального мастерства педагогических работников должны быть проведены до 31 января 2020 года во всех районах Республики Беларусь. Их проведение целесообразно совместить с неделями педагогического (методического) мастерства, традиционными для многих районов и областей.

При проведении очередного заседания предметного методического формирования учителей (воспитателей) района руководитель (или методист) представляет педагогов-участников конкурса. По указанию оргкомитета второго этапа, письменная характеристика, отражающая деятельность педагога по учебному предмету (направлению деятельности), может передаваться в жюри конкурса и учитываться при подведении его итогов.

Конкурсные уроки (занятия) в рамках второго этапа конкурса проводятся во второй - третьей декадах января. При проведении конкурсных уроков (занятий) в незнакомых классах (группах) присутствуют только предметное жюри и участник конкурса. Администрация, учителя (воспитатели), представители прессы, во избежание субъективных оценочных суждений, на уроки (занятия) не допускаются. Остальные конкурсные мероприятия могут быть как открытыми, так и закрытыми. В состав жюри второго этапа конкурса в каждой номинации могут приглашаться представители оргкомитета областного этапа - сотрудники областных (Минского городского) институтов развития образования.

  1. Третий этап конкурса

В области (г. Минске) конкурс проводится в каждой номинации. Конкретные сроки проведения третьего этапа конкурса, состав оргкомитета устанавливается приказом начальника управления (главного управления) образования облисполкома, председателя комитета по образованию Мингорисполкома. Оргкомитет определяет порядок проведения конкурса, утверждает жюри в каждой номинации.

Справочно

При организации третьего этапа конкурса необходимо провести подготовительную работу с его участниками. Формы работы могут быть разными:

обучающие курсы (тематические семинары) для всех участников;

повышение квалификации для участников конкурса по номинациям и др.

Данные мероприятия должны быть направлены на повышение предметной и методической подготовки участников конкурса.

На третьем этапе рекомендуется следующая модель проведения конкурса, которая включает очные и заочные мероприятия.

Конкурс проводится в три тура в каждой номинации.

Первый тур включает:

  1. Заочную видео- или мультимедийную самопрезентацию педагога: видео - до 10 минут, мультимедиа - до 25 слайдов. Оценивается предметным жюри.
  2. Заочный конкурс методических разработок по учебному предмету (план урока (занятия), фрагмент урока (занятия), дидактические материалы к уроку (занятию) и т. д. - по усмотрению предметного жюри). Оценивается предметным жюри.
  3. Заочное письменное представление системы педагогической деятельности. Оценивается предметным жюри.

Справочно

Решением жюри на основании первого тура конкурсных мероприятий в «однородных» номинациях определяются 4 участника второго тура по наибольшему количеству баллов, набранных в конкурсных мероприятиях. В «комплексных» номинациях решением оргкомитета определяется 4-6 участников по наибольшему количеству баллов, набранных в конкурсных мероприятиях, независимо от преподаваемых учебных предметов.

Второй тур включает в себя:

  1. Открытый урок (занятие) в незнакомом классе (группе) по теме, указанной жюри. Тема урока (занятия) определяется в соответствии с календарно-тематическим планированием педагога, работающего в данном классе (группе). Уроки могут проводиться как одновременно по всем предметам в одном-двух учреждениях образования, так и в разные дни и в разных учреждениях. Оценивается предметным жюри.
  2. Мастер-класс для студентов или педагогов. Тему мастер-класса определяет участник конкурса. Оценивается предметным жюри.

Третий тур рекомендуется проводить следующим образом:

По результатам второго тура в каждой номинации определяется по три участника конкурса, которые допускаются к третьему туру.

Конкурсными мероприятиями третьего тура могут быть:

  • публичное выступление конкурсанта на сцене на указанную тему;
  • мини-урок или классный час на сцене;
  • публичное представление системы педагогической деятельности

и др.

Обращаем особое внимание на проведение психолого­педагогического тестирования участников конкурса. Тестирование может проводиться как в дистанционной форме, так и в очной. Тесты состоят из двух частей. Часть А включает вопросы по теории и методике преподавания учебного предмета (направления деятельности), часть Б - по педагогике и психологии.

Для подготовки педагогов к тестированию рекомендуется использовать программы квалификационных экзаменов в процессе аттестации на присвоение педагогическим работникам высшей квалификационной категории, размещенную на сайте Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

Справочно

Возможны два варианта проведения тестирования:

  1. й вариант. Тестирование проводится в дистанционной форме для всех педагогов, заявленных от районов для участия в третьем этапе конкурса. Оргкомитет третьего этапа определяет сроки проведения тестирования. Для участия в тестировании каждый участник обязан зарегистрироваться на указанном сайте. Время непосредственного выполнения тестов (до 2 академических часов) и результаты тестирования передаются жюри третьего этапа. Материалы и техническое обеспечение такого тестирования обеспечивают институты развития образования.
  2. й вариант. Тестирование на базе институтов развития образования проходят только те педагоги, которые прошли во второй тур конкурса. Тестирование может проводиться как в компьютерном виде, так и с использованием бумажных носителей.

Конкурсные мероприятия третьего тура могут проводиться по каждой номинации отдельно. В «однородных» номинациях данные конкурсные мероприятия оценивает предметное жюри, в «комплексных» номинациях - надпредметное жюри.

Победитель и лауреаты определяются по наибольшей сумме баллов, набранных в первом, втором и третьем турах.

Справочно

Например, для участия в третьем этапе конкурса в номинации «Физика, астрономия, математика, информатика» заявлено 27 представителей, из та - 9 учителей физики и астрономии, 11 учителей математики, 7 учителей информатики. Все они направляют в жюри своей номинации видео- или мультимедийную самопрезентацию, разработку указанного жюри урока (занятия) ши его фрагмента, а также письменно представляют систему педагогической деятельности.

По результатам первого тура для проведения открытых уроков и мастер-классов допущено 6 человек, в т. ч. 2 учителя физики, 3 учителя математики, 1 учитель информатики.

В третьем туре (по наибольшему количеству баллов за первый и второй туры) принимает участие 3 педагога: 1 учитель физики, 2 учителя математики. Им предлагается провести мини-урок и публично представить систему педагогической деятельности и т. д. По сумме баллов, набранных в первом, втором и третьем турах, определяется победитель и два лауреата.

По результатам конкурса определяются победитель и два лауреата. Восемь представителей области (г. Минска), победители в номинациях, направляются для участия в четвертом этапе конкурса.

Справочно

Областные (Минский городской) этапы конкурса проводятся в феврале-марте 2020 года, захватывая как время третьей четверти (проведение открытых уроков), так и каникулярное время - проведение в институтах образования и университетах мастер-классов, открытых конкурсных мероприятий. Третий этап конкурса должен быть завершен не позднее 31 марта 2020 года

  1. Четвертый этап конкурса

В четвертом (заключительном) этапе конкурса принимают участие по 8 представителей от областей (г. Минска) - победители в каждой номинации. Всего - 56 человек.

Конкретные сроки проведения четвертого (заключительного) этапа конкурса, состав оргкомитета определяются приказом Министра образования Республики Беларусь.

Справочно

При подготовке четвертого (заключительного) этапа конкурса будет проведен тематический семинар для организаторов и участников республиканского этапа конкурса «Организационно-методическое сопровождение конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь».

Четвертый (заключительный) этап конкурса состоит из финала и суперфинала.

Для проведения четвертого (заключительного) этапа конкурса в номинациях оргкомитетом создаются 8 составов жюри финала. Для проведения суперфинала конкурса создается надпредметное жюри, которое состоит их председателей предметных жюри, известных ученых, журналистов, представителей общественных организаций и т. д. Данное жюри оценивает также самопредставление областных (г. Минск) команд.

Финал конкурса состоит из заочного и очных этапов.

Заочный этап финала включает письменное представление системы педагогической деятельности. Объем материала: основная часть - до 15 страниц, приложение - до 10 страниц.

Очный этап включает:

  1. Самопредставление областных команд (г. Минска), в котором отражены достижения региона и роль педагогов в развитии образования.
  2. Педагогическое и психологическое тестирование.
  3. Открытый урок (занятие) в незнакомом классе (группе) по теме, определенной участником (урок-заготовка).
  4. Открытый урок (занятие) в незнакомом классе (группе) по теме, указанной жюри.
  5. Мастер-класс для студентов. Тему мастер-класса определяет участник конкурса.
  6. Публичное выступление перед педагогической общественностью.

По результатам финала в каждой номинации определяются

победитель и два лауреата.

Справочно

В соответствии с Постановлением (п.30) «победителю конкурса в каждой номинации вручается диплом победителя в номинации, символ конкурса «Хрустальный журавль», лауреатам конкурса в каждой номинации - диплом лауреата в номинации и символ конкурса «Хрустальный журавль». Остальным участникам вручается диплом участника заключительного этапа конкурса».

Победители в каждой номинации выходят в суперфинал. Во время суперфинала проводятся следующие мероприятия: мини-урок (мини­занятие) на сцене, пресс-конференция, публичное выступление на тему «Учитель (воспитатель) вчера, сегодня, завтра» и др.

Справочно

Среди суперфиналистов (8 человек) определяется победитель конкурса «Учитель года Республики Беларусь», который получает диплом победителя и символ конкуса «Хрустальный журавль».

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОСНОВНЫХ КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Основными конкурсными мероприятиями всех этапов являются: уроки (занятия), мастер-класс, представление опыта (системы) педагогической деятельности, публичное выступление перед педагогической общественностью.

3.1. При проведении урока (занятия) конкурсантам следует обратить внимание на следующие аспекты:

• постановка целей и задач урока (занятия): четкость определения образовательных целей (задач) урока (занятия); вовлечение обучающихся в постановку образовательной цели (задач) урока (занятия);

  • реализация учебного содержания:                  владение учителем

(воспитателем) предметным учебным материалом; умение оптимально отбирать учебное содержание с учетом уровня подготовки учащихся; доступность и умение заинтересовать обучающихся содержанием материала; реализация современных дидактических подходов к преподаванию учебных предметов, внутрипредметных и межпредметных связей при освоении материала, уровень его обобщенности; демонстрация практической значимости материала; опора содержания на субъектный опыт обучающихся; использование содержания для развития личностных качеств;

  • деятельность учителя (воспитателя) на уроке (занятии)'. оптимальность и рациональность использования методов обучения и воспитания; эффективность использования приемов мотивации учебно­познавательной деятельности, создания ситуации успеха; владение приемами организации и стимулирования деятельности обучающихся; эффективность применения индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебно-познавательной деятельности; создание благоприятного психологического климата; создание условий для дифференциации и индивидуализации учебной деятельности; эффективность использования средств обучения; направленность на реализацию компетентностного подхода в обучении;
  • деятельность обучающихся: вовлеченность в образовательный процесс, их активность, заинтересованность; проявляемый уровень учебной деятельности (репродуктивный, продуктивный, творческий); организованность, эффективность взаимодействия с одноклассниками;
  • контрольно-оценочная деятельность: текущий контроль и оценка индивидуальной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности; использование самооценки и взаимооценки; аргументированность выставления отметок на уроке или их отсутствия; использование данных оценки эффективности урока (занятия) для постановки перспективных целей, определения содержания и объема домашнего задания; вовлечение обучающихся в определение степени достижения поставленной цели;
  • профессиональные и личностные качества педагога: соблюдение нормативных требований к организации образовательного процесса; стиль общения, техника речи, коммуникативные качества педагога; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; умение взаимодействовать в образовательном процессе (организаторские умения); владение классом (группой): эмпатия, умение адаптироваться в незнакомом классе (группе), умение видеть всех и каждого; импровизация и управление педагогическим процессом по ситуации.
  1. Опыт (система) педагогической деятельности,

представленный на конкурс профессионального мастерства, составляется самим участником. Объем основной части опыта не должен превышать 15 страниц печатного текста. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов педагогической деятельности конкурсанта в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.

Конкурсанту необходимо проанализировать свои достижения, методические открытия, собрать наработанный материал, обдумать логику подачи материала при описании опыта. В опыте может быть представлена собственная дидактическая система обучения, новые подходы к управлению образовательным процессом, сочетание оригинальных и известных методов, форм, средств, приемов, технологий обучения, подходов к отбору содержания, обеспечивающих достижение запланированных результатов.

В опыте должна быть доказана результативность, эффективность представленной системы на конкретных примерах, указаны условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта (системы).

Материальным результатом обобщения педагогического опыта являются практические разработки конкурсанта, которые демонстрируют получение качественного результата в обучении, воспитании и развитии обучающихся: конспекты (сценарии, технологические карты) уроков, примеры заданий, карточек; инструкции, алгоритмы, памятки, вопросы, схемы, методические приемы; инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы и др.); таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность и результативность опыта. Практические материалы можно размещать в приложении к описанию самого опыта педагогической деятельности, объем которого не должен превышать 10 страниц.

При описании опыта педагогической деятельности конкурсантам следует также обратить внимание на согласованность цели, задач и прогнозируемого результата опыта (системы) и на методический уровень описания.

  1. Мастер-класс - процесс передачи педагогом своего опыта, секретов своего мастерства.

Цель проведения мастер-класса: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

Основное преимущество мастер-класса - профессионального взаимодействия педагогов в интерактивной форме, уникальное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы, приобретение и закрепление практических знаний и навыков, гибкость временных рамок проведения.

Перед участниками конкурса, готовящимися к проведению мастер- класса, стоит практическая задача - поиск наиболее выигрышных форм и способов представления опыта. В мастер-классе должны быть отражены основные идеи опыта собственной педагогической деятельности, направленные на содержательно-методические аспекты преподавания учебного предмета (образовательной области).

При подготовке мастер-класса конкурсанту следует продумать:

  • цель, задачи и алгоритм занятия (структура, этапы);
  • содержание мастер-класса в соответствии с заявленной темой;
  • оптимальность использования методов и приемов мотивации, поиска и открытия новых знаний, мобилизации творческого потенциала, включения участников в продуктивную деятельность;
  • оптимальные приемы, методы, способы, средства организации мастер-класса:
  • дифференциацию деятельности участников занятия;
  • рефлексивный этап и обратную связь;
  • материально-техническое обеспечение.

При проведении мастер-класса конкурсанту необходимо:

  • создать на занятии атмосферу открытости, доброжелательности, заинтересованности, сотворчества;
  • включить участников мастер-класса в деятельность, сделать их активными, разбудить в них инициативу, стремление к познанию; мобилизовать их творческий потенциал;
  • оперировать предметными знаниями;
  • показать практическую значимость представленных методических находок и достижений для участников мастер-класса; эрудицию, авторскую индивидуальность; владение аудиторией (эмоциональность, убедительность, артистизм, выразительность речи, способность к импровизации); коммуникативные качества;
  • оценить оптимальность и целесообразность форм организации деятельности участников мастер-класса; результативность совместной деятельности.
  1. Публичное выступление перед педагогической общественностью. Регламент данного мероприятия - до 20 минут. В публичном выступлении должны быть отражены основные аспекты представленного на заочном этапе конкурса опыта педагогической деятельности.

При подготовке выступления конкурсанту необходимо обратить внимание на отбор содержания, которое должно соответствовать заявленной теме и отражать основную мысль. Отбор информации осуществляется в соответствии с принципом минимакса, т.е. при подготовке выступления обращается особое внимание на его информационную насыщенность. В тексте должны аргументированно и убедительно доказываться выдвигаемые идеи и положения. Важно, чтобы раскрываемое содержание было практически значимым для аудитории.

При построении текста следует учитывать соотношение и выраженность его частей (вступление, основная часть, заключение), а также возможность их взаимосвязи и соблюдения последовательности раскрытия темы.

Речь должна быть правильной, логичной, выразительной, эмоционально окрашенной; интонация, мимика и жесты должны быть адекватны ее содержанию.

В процессе выступления участнику конкурса важно наладить контакт с аудиторией, осуществляя при этом обратную связь. В процессе организованного взаимодействия необходимо использовать приемы привлечения внимания и поддержания интереса. Следует помнить, что речь должна соответствовать особенностям аудитории, а само выступление - быть оригинальным по форме и содержанию.

При подготовке к конкурсу рекомендуется следующая литература:

  1. Богачева,И.В.           Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов : метод, рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров ; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск : АПО, 2012.
  2. Богачева,И.В.              Обобщение  и представление опыта педагогической деятельности : метод, рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Сурикова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск : АПО, 2012.
  3. Федоров, И.В., Сурикова, О.В. Опыт педагогической деятельности: выявление, обобщение, описание и распространение : уч,- метод. пособие / И. В. Федоров, О. В. Сурикова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск : АПО, 2019.
  4. Глинский,А.А.              Актуальные вопросы современного школоведения : пособие для рук. работников общеобразоват. учреждений, специалистов отделов (управлений) образования и системы повышения квалификации / А. А. Глинский ; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск : АПО, 2010.
  5. Глинский, А. А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении : пособие для рук. работников и специалистов учреждений общ. сред, образования и системы повышения квалификации / А. А. Глинский. - Минск : Зорны верасень, 2008.
  6. Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем : пособие для учителя / Н. И. Запрудский. - Минск, 2008. - (Мастерская учителя).
  7. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии-2 / Н.И. Запрудский. - Минск: Сэр-Вит, 2010.
  8. Запрудский, Н. И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя / Н.И.Запрудский. - Минск : Сэр-Вит, 2012.
  9. Пахомова, Е. М. Учитель в профессиональном конкурсе : учеб,- метод. пособие / Е. М. Пахомова, Л. П. Дуганова. — М. : АПКиППРО, 2006.
  10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 243 от 02.04.2018 «О республиканском конкурсе профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.by/upload/docs/op/C21800243_1523048400.pdf (дата обращения: 17.06.2019).
  11. «Хрустальный журавль» расправляет крылья : уроки финалистов республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года» : сб. материалов / сост. И. В. Федоров. - Минск : Зорны верасень, 2009.

Весь текст изложенный выше можно скачать по этой ссылке: 

Методические рекомендации Учитель года 2019 2020

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.